Людвиг Быстроновский
Конспект даже отдаленно не передает харизму и эмоции. При первой же возможности рекомендую вам сходить на лекцию Людвига, он офигенно рассказывает.
Это важно, потому что иногда люди приходят и говорят: «Очень было интересно, очень круто! А где вы работаете?» Я работаю дизайнером и арт-директором с 1994 года, то есть уже 22 года. Живу в Москве. Зовут меня Людвиг Быстроновский. Последние 10 лет работаю в студии Артемия Лебедева, работаю дизайнером и арт-директором. По образованию я программист, теории дизайна я учился совсем немножко, я пошел в школу, когда уже был арт-директором — понял, что нужны какие-то системные знания. Но учиться бросил. Все мое образование — практическое, плюс я самоучка: что успеваю помимо задач на работе поизучать, почитать и посмотреть, то все мое.
За это время у меня на сайте студии около 350 анонсов, то есть это те проекты, к которым я имею отношение: или где-то там рядом стоял, мимо проходил, либо сделанные при моем непосредственном участии или руководстве. Я хожу по Москве и в среднем где-то каждые 3 минуты вижу дизайны, сделанные в студии моими коллегами и где-то раз в 5-7 минут вижу дизайн, который имеет ко мне непосредственное отношение. Проектов много, опыт есть: в моем портфолио есть журналы, сайты-многомиллионники, схема метро столицы, есть системы навигации, мобильные приложения. Клиенты: госкомпании, мобильные операторы, крупный бизнес, мелкий бизнес, города — достаточно широкий спектр работ.
Рассказ пойдет про приемы, которые применяют люди. Я бы хотел сначала рассказать, что такое люди для меня, как я понимаю людей. Во-первых начнем с самого важного человека в этом зале. Самый важный человек в этом зале — это вы. Я буду рассказывать лекции, опираясь на свой опыт, про себя. Естественно, я бы хотел, чтобы вы услышали лекцию не про меня, а про себя, сравнили её с тем опытом, что есть у вас. Потому что с кем-то в чем-то мы похожи; кто-то пошел дальше чем я; с кем-то мы не похожи и я расскажу чем мы отличаемся и вы сможете это сравнить. То есть, в каком-то смысле, вам тяжелее: вам придется не только слушать, но еще и обрабатывать это и думать.
Как устроено все у меня: меня привлекают сложные системы. Это такая база, от которой я не могу никуда деться всю свою жизнь. Бывают такие мальчики, которые видят, к примеру, часы разобранные лежат, куча шестеренок. И тут ребята кричат: «Айда, побежали в казаки-разбойники!» Нет, мальчик не с ними: он смотрит на механизм, он пытается понять как что устроено, голова наклонилась, слюнка течет. Он заворожен. Вот я из таких ребят, которые залипают. И с этим я ничего поделать не могу. Есть люди, которые внутри устроены так, что жаждут простора. Я же все время попадаюсь на одном и том же: я жажду сложного. Сложные системы — это то, что меня всегда гипнотизирует.
Если я делаю дизайн, меня в первую очередь интересует как устроено изготовление дизайна, технологии, как все это движется, кто все это делает. И в определенном смысле, меня больше интересует система изготовления, чем тот продукт, который получается. Когда я делал журналы, меня интересовало не то, что люди будут его читать, а то как должна быть устроена система его производства. Как написать все макросы, чтобы журнал верстался одной кнопкой.
И когда я начал работу дизайнером, я начал проектировать все более и более сложные системы. Они становились все изощреннее и изощреннее, но в какой-то момент я ощутил очень сильный шум, что-то мешало. Ты думаешь, что все пойдет вот так, проектируешь, предполагаешь какой будет финал, но обязательно всегда что-то идет не так. Что-то очень сильно мешает, вносит большие искажения. Я начал думать, что же именно и в конце-концов понял: это люди.
Ты можешь планировать как угодно, люди все сделают не так. Самое интересное, что один из этих людей — это я. Сегодня я думаю, что все пойдет вот так, а завтра я собственный план превращаю просто в ничто. И так как люди постоянно угрожали состоянию моих любимых сложных систем, мне пришлось присмотреться к ним, как они устроены, как работают? Почему у него истерика, почему его выносит? Почему он не может сесть и нормально сделать дизайн в срок? Что у него происходит в голове? И приходя к этому вопросу, как же устроены люди, я понял, что они гораздо сложнее всех систем, которые я все время пытался проектировать. Люди очень сложны.
Начал читать как люди принимают решения, что ими движет, что у них внутри, как они думают. Одним словом, люди меня заворожили. Человек, конечно, в первую очередь это тело, мы все живем, опираясь на то тело, которое у нас есть, сложившееся в ходе эволюции. Это слишком простое объяснение, но оно не полное, потому что как в таком случае можно объяснить существование девочки-готки, например? Или ребят, которые в Нескучном саду в Москве палками махаются?
Как объяснить то, что я пишу письмо коллегам… я получаю в бэйскампе весточку, что клиент сказал то-то и то-то, я пишу письмо коллегам: «Да они полные пидорасы». И в этот момент я понимаю, что письмо отправлять, наверно, не надо, потому что не очень понятно что с этим будут делать люди. Вот получили они такое письмо, письмо гнева, письмо боли, и делать-то дальше что они должны? Я понимаю, что надо что-то поменять, иду на кухню, пью чай, возвращаюсь и переписываю письмо. Потом подумал: «Нет, надо еще раз, перепиши письмо»… На десятый раз я пишу письмо: «Вы знаете, коллеги в чем-то правы. Давайте попробуем!»
Я думаю: «Окей. Да, они полные пидорасы. Но в чем-то правы», — Людвиг, ты вообще адекватен? Какой из этих твоих сущностей можно доверять? Я же был уверен, что все правильно. Пылал праведным гневом, потому что нормальные люди не пишут таких вещей, когда уже все почти закончено. Это ставило передо мной вопрос, какой же я в итоге правильный: я тот или я этот? И я прихожу к такому выводу, что люди — вымышленные существа.
Мы живем на базе нейросети, мозг делает с нами интересную штуку: он создает реальность, в которой мы живем. На самом деле это выдуманная реальность, нам кажется, что мир такой. Вот здесь мы думаем, что весь мир темный и силы ада собрались, чтобы наш проект завалить. А там мы думаем, что все, в общем-то, нормально, просто нужно немножко терпения и спокойствия. На самом деле это вопрос состояния, это вопрос о том, что перед нами, условно, дымное стекло и мы видим весь мир мутным или же стекло абсолютно ясное и ничего не искажает.
Я понимаю, что есть люди, которые и в первом состоянии проведут, к примеру, 50 лет, живут так и умрут так. А есть люди, которые не хотят жить так. Я не думаю, что это состояние человек может переключить сам. Это как в кино, когда режиссер решает на 30 минуте, что герой-задрот станет главным героем, который спасет всех из горящего небоскреба. Он сможет, он будет крутым! И оказалось, что эта история, про то как люди могут начать жить по-другому, она очень простая.
Вы просто меняете свое состояние и с этого момента начинаете быть совсем другим человеком. Как вы решите, так и будет. Вы решите, что будете героем — ну и будьте героем. Решите, что проживете всю жизнь в сомнениях — ну и будете жить в сомнениях. Вопрос в том, что вы можете быть и таким, и другим. Иногда за вас решают, иногда вы решаете — у кого на сколько хватает сил.
Поэтому, я считаю, что люди смотрят на мир как будто сквозь маленькое оконце.
Перейдем к базису, давайте поговорим про то, что это все за голословные утверждения.
Я стою на мосту, мне приходит от клиента письмо. Он пишет: «Наш фирменный стиль настолько классный, что он хочет перед тем, как его окончательно подписать, поделиться им с другими дизайнерами. И поэтому он собрал коллоквиум в ресторане. Там будет 30 человек. Он позвал огромное количество моих коллег и покажет им дизайн, чтобы понять все его плюсы и минусы».
Я стою и думаю: «БЛЯТЬ! Что вы делаете?! Вот мне только этого сейчас не хватало!». Реальная история, было 5 лет назад. «Все же было хорошо, — думаю я, хороший был фирменный стиль…» Я пишу старшим ребятам в конторе: «Чуваки! АААА» и в ответ приходит смс из двух слов, там написано: «Завидую тебе».
И я думаю: «Хмм, слушай, а ведь на самом деле, стиль-то не плохой. Показать коллегам можно, мне будет не стыдно. Почему истерика? Классно встретимся, поговорим, обсудим. Увидим друг друга, опять же, встречаемся-то не каждый день».
Что произошло в этот момент? Почему вдруг появилась опора, почему выплеснулся адреналин?
Потому, что поменялось внимание. Мое внимание захватывали вещи, обычные для человека истерички: «все пропало, все будет ужасно, только этого не хватало». А здесь изменилось внимание. Человек обращает внимание на мир, он может выхватывать те детали или эти детали. Никто из вас сейчас, среди тех, кто есть в этом офисе, из людей, которые пробыли здесь уже 14 минут, не может сказать, сколько сзади вас окон. Вы не обратили на это внимания. Если бы вы были из фирмы, которая ставит окна, то вы бы уже знали не только количество окон, но и сколько там фрамуг. Вы бы знали деревянные это окна или пластиковые. Какого они цвета. Какая фурнитура стоит. Потому что вы бы обратили на это внимание.
Ученые берут испытуемых и начинают им показывать буквы. Показывают каждую раз в полсекунды, к примеру. Испытуемый эти буквы произносит вслух. Между букв начинают показывать цифры. И люди их не видят. Ваше внимание фрагментарно, вы выхватываете то, что происходит в мире несколько раз в секунду, обращаете внимание на какие-то кусочки. У вас создается полнейшая иллюзия того, что вы понимаете все, что вокруг вас. Это не так.
Когда вы смотрите на мир в состоянии депрессии, когда у вас все пропало, вы обращаете внимание на одни вещи. Когда вы говорите себе: «Calm the fuck down! Давай смотреть на другие вещи», — вы начинаете думать по-другому. Это к вопросу об управлении вниманием. В определенном смысле, конструируя внимание человека, конструируя его состояние, можно конструировать то, как он думает. И это состояние меня волнует, как и волнует состояние моих коллег. Потому, что когда я вижу, что менеджеру в ухо вставили шуруп боли в телефонном разговоре, и он от этого шурупа начинает просто бежать, крича: «Все пропало!!!»… он пишет письмо боли. Как понять что пришло письмо боли? Там 10 адресатов. Там написаны очень важные вещи:
— Сегодня мне позвонил клиент.
— Да, и что?? Это всем нужно знать?
— Сроки сорваны!
— А что, кто-то не знает этого?
— Я не знаю что вы все будете делать, сделайте что-нибудь, я вас всех ненавижу…аааа…
Что нужно сделать в этот момент? Нужно изменить состояние человека. Обсуждать с ним что-то в этом состоянии бессмысленно. Потому что когда такой человек проблему решает, понятно как оно там решается… Имеет смысл его остановить, успокоить. И вот это дымное стекло заменится каким-то другим стеклом.
Я говорю: «Ну окей, давай спустим праздничные флаги, потому что в Москве впервые в этом веке не соблюдаются сроки. Событие городского масштаба. Люди сталкиваются с этим каждый день! Давай подумаем, что произошло и что с этим делать?»
Можно позвать человека чаю попить, иногда помогают физические упражнения, можно по лестнице побегать. Но в конце концов, какой прием бы вы ни применили, просто помните, что иногда нужно внимание людей переключать. Пошути. Шутка очень хорошо помогает. Лучшие в мире шутники и знатоки юмора — это ребята из спецназа. Шутки про трупы — самые отточенные. Они знают, что юмор помогает выживать.
Это я прочел в книжке Гонсалеса про то, как люди выживают, он рассказывает про этот феномен, что юмор очень сильно спасает в стрессовой ситуации. Вы можете это использовать для того, чтобы переключать состояние людей.
Это было немного про людей, про состояние. Я уверен, что люди, которые много работают с другими людьми, например, следователь: он задает вопрос и видит в какое состояние вы переходите. Один-два вопроса и он все о вас знает. Опытные тренеры, опытные следователи, опытные переговорщики, гаишники. Небольшое касание и вы сразу же показываете, как вы реагируете. Можно даже начать с себя, чтобы понаблюдать за этим. Я использую себя как лабораторию, у меня есть несколько индикаторов: есть одна из песен, которая показывает, что я в полнейшем дауне и пора выходить из депрессии. Сам я это не очень хорошо замечаю, но если я люблю ее слушать, значит все, время пришло. То, как я печатаю на клавиатуре. То есть, если я вхожу в раж и начинаю сильно бить пальцами, то значит надо закрывать крышку и заканчивать, потому что ничего путного ты не напишешь, а завтра придешь на работу и будешь от коллег прятаться. Иногда прямо стыдно бывает, думаешь: «Ну какой ты мудак, зачем написал? Ты же знаешь, что не надо было этого делать».
Вы можете попробовать следить за своим состоянием, как вы себя ведете в той или иной ситуации. Кто кем управляет: вы эмоциями или эмоции вами. Есть ребята, которые полностью управляют эмоциями. Я не из таких. Мои эмоции управляют мной.
Система выглядит так: есть знания. Например, вы прочли правила дорожного движения и хотите научиться водить автомобиль. В какой-то момент знания должны перейти в умения: вы должны научиться заводить машину, попробовать рулить, тронуться, остановиться и так далее. Но умения — это не то что вам нужно, чтобы автоматически и постоянно управлять автомобилем. Вы хотите автоматизма, значит умение должно превратиться в навык. Вы должны очень хорошо освоить то, как заводить, трогаться, быстро реагировать на изменения дорожной ситуации — это навык. Дальше автоматизм еще сильнее увеличивается, возникает привычка.
Как правило, привычками вы не можете управлять. Вы садитесь в машину, включаете музон и это происходит без вашей воли. Знания же не происходят автоматически, вы должны просто знать.
У меня ситуация такая, что у нас с ребятами дизайн-завод, в котором нужно постоянно делать хороший дизайн. Мы не можем опираться только на то, что мы знаем, что нужно делать хороший дизайн. Мы не можем каждый раз, как в первый раз пытаться делать хороший дизайн, нам нужен навык. Меня интересуют навыки. Меня интересует, чтобы это происходило практически автоматически. И я считаю, что огромное значение имеет сумма навыков.
Представим себе баскетбольную площадку. Пусть у нас идет первый месяц обучения команды девочек. Я провел несколько лет, время от времени сидя на трибунах и наблюдая как тренер обучает детскую команду девчонок. Там у них творится полный ад. Они все бегают за мячом, не знают еще что делать с ним, у них нет навыков. И, предположим, что ребенок хватает мяч и пытается кое-как довести его до кольца. Тренер ему кричит: «Не смотри на мяч, не смотри в пол!», потому что тренер знает, что надо поднять голову и смотреть по сторонам. Ребенок долбит мяч об пол, долбит… естественно, теряет его, он не наблюдает за ситуацией на площадке.
Давайте посмотрим, как ребенок добегает кое-как и пытается бросить, у него не получается. Остановим эту сцену, перемотаем и пройдем по ней в замедленном режиме. Поднимем голову повыше нашему маленькому спортсмену, руку чуть-чуть оттянем, вес распределим по-другому, пальцы нужно расслабить, чуть присогнем колени. Бьем рукой мяч, делаем один шаг, чуть дальше переводим шаг, перенос веса убрали и так далее. Так мы доводим его до кольца, показываем: подними руку чуть выше, расположи таз вот так, вот так вот спину, вот так — локти. Туда кидай, руки продлевают движение — забил.
Что происходит? Как человеку удалось закинуть мяч с нашей помощью? Мы чуть-чуть поправили здесь, чуть-чуть поправили там, чуть-чуть перенесли вес. Мы сделали огромное количество мелких, очень маленьких улучшений. Так люди и становятся мастерами. Если вы разберете прыжок олимпийского чемпиона, вы увидите, что просто человек пришел к правильной физической форме к старту, просто он хорошо и правильно дышит. Просто правильно разбежался, перенес вес, оттолкнулся, сложил руки, летит. Спружинил, приземлился, дышит по-прежнему хорошо. Огромное количество мелких отточенных вещей.
— Как стать мастером?
— Точи мелочи!
Вот и все. Ты просто берешь и узнаешь, как должно работать меню. Ты чуть-чуть улучшаешь свое знание типографики. Ты немножко изучаешь то, какие должны быть и не должны быть формы. Ты понимаешь, что люди нажимают пальцами. Ты делаешь один миллион мелких улучшений. Ты приобретаешь какие-то рабочие навыки. И сумма навыков делает из людей хороших профессионалов.
Иначе не бывает. Иначе не будет большого количества попаданий в цель, а будут случайности. Можно один раз сделать классный дизайн, но невозможно случайно сделать классный дизайн очень сложной вещи. Я уверен, что так не бывает: «Ой, знаете, у нас случайно здесь получилась классная космическая ракета». Так не бывает, потому что это слишком сложно! В очень сложных вещах людям нужна сумма навыков.
И если вы умеете ставить ногу, дышать, приходить в форме к старту, разбегаться и хорошо прыгать, из вас не получится плохой спортсмен. Ну просто так не бывает, что он все сделал хорошо, но он плохой. Нет. Вот, собственно, в этом и секрет. Я вижу как работают хорошие дизайнеры, хорошие менеджеры. У них огромное количество мелких, отточенных навыков.
Дело в том, что это дает нам понимание, о том, что раз за разом, выходя на старт, можно оттачивать что-нибудь, постепенно. Дизайнеры ломаются на чем: им нужно, чтобы весь их проект был прекрасен. Они начинают показывать дизайн, говорят: «Можешь посмотреть сайт, я сделал?» Я говорю: «Да, могу. Давай». Еще хорошо, если он его в реальности показывает, обычно дизайнеры стремятся все его на Бехансе показать, вставленный в Маке, еще такой блик по диагонали должен быть. Он показывает: «Вот, я сделал сайт». Я жду. Контрольное время — три секунды. Через 3 секунды прозвучит мантра: «Ну тут сделано не все, как я хотел. Вот сюда не смотри, вот это немножко не так должно быть, тут мне все испортили…» И это делают все! Так делает каждый! Людям почему-то кажется, что они выходят на старт и они непременно должны получить стопроцентно классный результат после первого, второго или третьего старта.
Но так же не бывает. Посмотрите на биатлонистов. В этом сезоне он пробежал классно, отстрелял хреново. Что он делает? Он снова выходит на старт. Он знает, что надо учиться еще лучше стрелять и немножко бежать. Он выходит еще и еще, он оттачивает навыки.
Тренер им говорит (баскетболисткам): «Сегодня учимся отдавать пасс». В этой игре вы все просрали, счет был 13:94, но зато в середине ты классно отдала ей пасс, ты молодец. Тренер обращает внимание на один навык.
Поэтому выполняя задачу за задачей, вы оттачивая небольшие навыки — вы делаете очень правильное дело. Не требуйте того, чтоб у вас непременно получилось все и сразу. Так не бывает. Достаточно того, что вы поставите себе в конкретном проекте цель: «Хочу наконец-то понять, как нормально верстать», — например. Весь остальной проект вас не удовлетворяет, окей, но с этим-то хотя бы разберитесь. Можно закрывать очень маленькие проблемы.
И отсюда вытекает следующая важная особенность: если вы делаете 3 проекта в год и если вы делаете 100 проектов в год, то у вас получается совсем разное количество полян для оттачивания навыков. Предположим, что удача у всех одинаковая. Предположим, что есть дизайнер (как я), у которого получается 3 удачных проекта из 100. И я беру и делаю эти сто проектов. А другой чувак делает два. И у меня будет три золотых удачи. А у него ни одной. Просто потому, что он мало делает.
— Как стать хорошим профессионалом, как стать крутым?
— Да просто больше делай.
Это настолько просто, что люди этого не понимают. У кого из вас есть незаконченное портфолио, которое вы не обновляли уже год, поднимите руку? Добро пожаловать в клуб. Вы теряете возможность делать интересную задачу. И я считаю, что нельзя позволять себе эту роскошь.
Если у тебя уже полно задач, бери еще одну. Нужно чтобы пар из-под пароварки вырывался. Менеджер спрашивает:
— Вот дизайнер делает три задачи, можно дать ему четвертую?
— А че, как он, успевает?, — спрашиваю я.
— Да.
— Давай.
Потом он подходит: «Ну вот все, теперь он не успевает, — я говорю, — Ну, тогда все окей». Тогда есть пространство для роста. Когда все хорошо и можно не трепыхаться, значит встал, все плохо, расти некуда.
Есть ребята, которые тратят всю жизнь на какое-то безумное количество говна. Они делают проекты, вроде бы чем-то все время заняты, а роста никакого не происходит. Как с этим быть? Я вижу таких ребят, они не растут. У меня есть такие знакомые. Вот встречался с ними 12 лет назад, они рассказывали, что заказчики козлы, кто-то им сказал, что можно металлический пантон лаком покрывать и они задолбались править их дизайн перед сдачей в печать. Вот такая у них проблема. Встречаешься с ними через 12 лет, они рассказывают, что заказчики козлы, они пробуют металлический пантон покрывать лаком… Вроде бы они все делают, много работы, вал какой-то идет, но роста не происходит. Не происходит перехода в профессионалы.
Меня интересуют навыки. Но дело в том, что я не умею эти навыки у себя вырабатывать. Есть волевые ребята, которые решают: «Я буду делать зарядку каждый день». И делают.
Когда я решаю, что буду делать зарядку каждый день, я делаю её два дня. А потом я её не делаю. И не делаю достаточно долго. А потом снова делаю. Я понимаю, что сила воли — это совсем не про меня. Я человек-тряпка, мне нужно что-то другое. Я не могу просто так включить у себя из умения навык. И здесь мне помогают приемы.
Приемы — это то, что меня спасает. Например, мне нужно собрать материал. Я о нем все время думаю. Это нужно как-то записать, разложить, материала очень много. Я говорю себе: «Надо собрать материал. Надо собрать материал». Я все время это откладываю, потому что невозможно же просто сесть и собрать материал, нужно вдохновение. Тут официант очень громко разговаривает в кафе, нужно идти в другое! Ах, черт, ушло настроение. Нужно собрать материал в другой день. Попробую просрать на это все воскресение. Приходит воскресение, соседи решили посверлить. Все, еще нужна неделя. Окей, в следующее воскресение садишься, все, у тебя уже наушники приготовлены и тут оказывается, что ты дольше 20 минут работать не можешь.
Я не могу работать дольше 25 минут. Мне нужно вскочить и бегать. Или дольше часа. Мое рабочее время — час. Вот это прям максимум. Можно выбить на задачу день, но я все равно буду работать час, потому что больше не могу на эту тему работать. Нужно переключаться.
И я понимаю, что просто так ничего не пишется. Пол года прошло, а материал не собран. Навыка нет, как его получить? И тогда я придумываю прием. Прямо можно придумать, подсмотреть у кого-то, украсть, прочитать. Не важно, главное, что вам нужны приемы, которые работают с вами. Со мной в деле записывания материала сработал один простой, крутой прием.
Правило приемов в том, что они все тупые. Они прямо примитивные, потому что они срабатывают на автоматизме.
Прием простой: веди дневник. Теперь мне не нужно думать, что этот материал нужно собрать. Я обложился со всех сторон: я поставил программу на компьютер, поставил программу на телефон. Я перестал записывать какие-то мысли в почту, стал записывать их в эти программы. И спустя неделю оказалось, что я в них пишу вообще все. И таким образом, у меня за месяц все собралось.
— Как собрать материал?
— Веди дневник.
На мне это работает, на вас могут работать какие-то другие приемы.
Еще один прием. Я начинаю работать и перехожу в возбужденное состояние. Меня прямо захватывает. Я могу сесть программировать что-то на сайте на часочек и обнаружить себя в состоянии полного невменоза через трое суток. Как это происходит? «О, может вот эту процедуру попробовать, там проверить, может вот то, или это, вот еще там пятое». Выходные пролетели. И я понимаю, что нихрена не получилось, три дня прошло. А параллельно 50-60-70 дел еще не сделано. Мне нужен какой-то прием, я не могу так программировать. Прием простой:
Программируй на бумажке.
Я беру бумажку и пишу, что я должен сделать. Кладу её рядом с собой и то, что в бумажке не написано, я не делаю. Это очень просто, ты сделал и идешь. Это простой прием, именно такие и работают. Помидорный таймер работает. Вы чувствуете себя измотанным к вечеру?
Рассказываю, как работает помидорный таймер. Вы его заводите на 25 минут. Потом он звенит и вы в приказном порядке на 5 минут идете отдыхать. Прям уходите, вам нужно встать и походить. Потом возвращаетесь и следующие 25 минут вы сконцентрированы и понимаете, что вам нужно сделать. Это работает, это очень простой прием. Я занят подбором вот таких приемов. И так как я набит вещами, которые хочу в себе изменить и попробовать изменить в других людях, которые работают со мной, я коллекционирую приемы.
Почему они мне нужны? Потому что мое типичное состояние — истерика. Я неуверенная в себе истеричка. Серьезно, вот мне просто надо как-то с этим жить. Мне нужно уметь переводить себя в спокойное состояние. Мне нужны приемы. У меня нет четких знаний, все в какой-то свалке. Представляете, каково работать, когда ты приходишь куда-нибудь, например, и нужно рассказать про закон. Но ты не помнишь, то ли закон Фиттса, то ли закон Хика… Как с этим жить, что говорить людям?
У меня нет памяти. Когда я сажусь и пытаюсь записать, что было со мной вчера — я помню, позавчера — помню, три дня назад — не помню. Мне надо лезть в почту и смотреть, что там было. Меня спасает дневник, потому что я его веду для того, чтобы посмотреть, что три дня назад было. Очень удобно. Что было в январе я вам уже не скажу. Но у меня записано, поэтому скажу.
У меня нет никакой привычки к регулярности. Это очень легко проверить. Я делал шрифт, в нем было 7 букв. Все. Он до сих пор не доделан.
Я не умею себя заставлять, это очень легко проверить: я смотрел все сезоны игры престолов и доктора хауса. Я посмотрел 7 (!) сезонов «Отчаянных домохозяек». Первые три сезона я думал, что это закончится и все будет хорошо. В седьмом сезоне я понял, что нет, это будет продолжаться постоянно.
Мне нужны приемы для того, чтобы добиваться от себя, чтобы я что-то сделал. Пять лет назад я весил больше 120 килограммов и мне нужны были приемы, чтобы сбросить вес. У меня была такая привычка неосознанная: что нужно сделать, чтобы сдать проект? Нужно просто остаться на работе. Если вам дают еще один проект, значит нужно просто еще чуть-чуть остаться на работе. Когда у тебя 3 проекта — у тебя хронический недосып. В какой-то момент я перестал ездить домой, потому что бесполезно: у тебя есть 2 часа на сон плюс час в дороге туда и час обратно. Можно просто оставаться на работе. С тех пор у меня много лет лежит в ящике стола майка, трусы, носки, зубная щётка, паста, шампунь, как напоминание о тех временах. Это то, как я умею делать дела. Когда у меня было 4 проекта, я думал, что я сойду с ума. Два месяца назад их было 7. Ну как-то так получилось. Как-то получился навык из какого-то приема.
Меня очень легко переключить: я не умею концентрироваться. Что должен сделать официант в ресторане, чтобы просто убить разговор? Он должен прийти и сказать: «Ваш чай». Все, пиздец, я улетел.
Первая реакция на то, что происходит — это хамство и сарказм. Когда я вижу какое-то письмо коллеги, внутри меня загорается фейрверк. Я знаю что ответить, чтобы вся контора получила это письмо и смеялась две минуты. Кроме одного человека.
Бороться с этими состояниями помогают очень простые вещи. У кого проблемы с тем, чтобы успокоиться? Две вещи, которые у меня есть сегодня с собой: первая называется клячка, это стерка архитекторская, она не оставляет грифель на бумаге и очень мягкая. Её можно носить с собой, она не портит одежду. И ее можно просто мять.
Упражнение выглядит так: нужно соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой, а мизинец левой — с большим правой. Далее переносишь большой палец левой на средний правой, а большой правой — на безымянный левой и так далее.
Второй прием — это упражнение от нейробиологов. Вы берете ставите пальцы вот так и начинаете пальцами спускаться вверх-вниз-вверх-вниз. И если вы так делаете 2 минуты, то вы вынуждены следить только за этим, потому что в этом процессе участвуют обе доли мозга. За две минуты это вас полностью переключает, вы не можете концентрироваться на чем-то другом. Это простейшее упражнение лесенка служит для того, чтобы захватить ваше внимание и успокоить вас. И вы в какой-то момент становитесь безумно спокойны. Потом это упражнение можно даже в уме делать.
Поэтому тысяча писем в инбоксе, куча не сделанных дел — это все про меня. Я вот из этих ребят. И что-то с этим надо делать, как-то двигаться. Еще проблема в том, что все время лодка подтекает, то есть ты все время обнаруживаешь себя в состоянии депрессии. Вот что-то опять случилось, тебе снова надо выныривать… Но двигаться вперед надо даже в этих условия, это все, что у меня есть: подтекающая лодка, внутренняя злость, потеря опоры, неумение заставлять себя. И надо все равно двигаться. И двигаться можно. С помощью приемов.
Первый работающий принцип, который нужен, первый инструмент, который должен быть.
Это базис, это то, с чего я начинаю рассказ про навыки.
Студия открыла мне работу доказательного подхода. До работы я верил в: энергетическое поле земли; что каждый метр пространства пересекает линия и ни в коем случае нельзя ставить кровать изголовьем в пересечение двух линий; в черных кошек; я заряжал воду в банке перед телевизором.
Сейчас я верю только в то, что проходит критический отбор. В то, что можно доказать, а еще важнее, что можно опровергнуть. Если какая-то штука принципиально опровергаема (это называется фальсифицируемость по Карлу Попперу), это значит, что она верна.
Я сижу в кафе. Рядом со мной сидят мальчик и девочка. И девочка задает мальчику вопрос: «А почему теория эволюции существует? Почему инопланетяне не могли заселить землю?» Он говорит: «Ну как, теория эволюции же, это же вещь! Дарвин же умный чувак, он не мог ошибаться.» Я думаю: что ты несешь?! Я понимаю, что столкнулись приверженцы двух религий. Она верит в инопланетян, он верит в естественный отбор. Она задает ему вопрос: «Ну подожди, а вот рыба и птица: они такие разные. Что, серьезно, они произошли из одного источника? Вот смотри, у одной крылья есть, а у другой — плавники!» Он такой: «Ну не знаю…»
Вся история в том, что теория эволюции принципиально опровержима. Тысячи научных коллективов по всей планете день и ночь, независимо друг от друга, не сговариваясь, пытаются раскопать все новые и новые факты в своих научных отраслях. В биологии, в физике, в химии, в геологии, в истории. Они лезут в землю, они копают и что-то там находят. И тысячи фактов они предъявляют миру, и мир (другие ученые) начинают ревностно оценивать то, что найдено.
Проблема, вся суть в том, что каждый из этих ученых хотел бы, чтобы журнал Time вышел с заголовком: «Теория Дарвина обосралась. Теперь — теория Иванова».
В этом суть! Они не настроены любить и верить в нее, они хотят её опровергнуть и тогда научное сообщество будет придумывать другую теорию. И пока все факты, которые люди получают относительно теории эволюции, укладываются в теорию. Они не могут её перешибить. А если что-то противоречит, ученые смотрят и пытаются понять почему: это теория не права или факты не верны. И так складывается, что пока все, вроде бы, ровненько. Если завтра окажется, что есть факты, которые противоречат и их подтвердили независимые группы, тогда ученые соберутся и будут придумывать другую теорию, которая объясняет еще и это.
А когда собираются у клиента менеджеры, которые все настроены на то, чтобы только подтверждать, а не опровергать теорию; когда дизайнер говорит: «Я верю, это будет работать» — все, это провал.
Дизайнер должен сомневаться, он должен говорить: «Может не будет работать, а может быть будет. Вот у нас есть минусы и вот у нас есть плюсы». И тогда ты можешь с клиентом вести уже другой разговор. Я ему говорю: «А у меня тоже есть теория. Давайте разберем все плюсы и минусы вашего и нашего решения».
А сейчас очень часто получается, что дизайнер говорит: «В моем решении только плюсы». Будто весь мир вокруг наполнен таким классным дизайном, да? Не надейся, что все будет хорошо, все будет плохо. Давайте обсудим лучше, где нам не обосраться. Это классная тема, вы сразу становитесь человеком, который готов сравнивать гипотезы, управлять ими.
И это то, что я применяю в повседневной жизни. Меня очень интересуют дизайн-эксперименты. Меня очень интересует как доказывать теории, как их проверять.
Если кто-то хочет почитать на эту тему, я советую книжку Милграма «Эксперимент в социальной психологии». У него, например, есть предположение, что люди в городе менее открыты, чем люди в селе. Он натыкается в селе, в магазине на продавца. И продавец ему улыбается, как старому знакомому. И тут приходит смущение, он не понимает, говорит: «Я не могу вспомнить, где мы знакомились. Простите, я вас не помню…» И тут начинает смущаться продавец. Он не понимает, почему Милграм подумал, что они знакомы. Оказывается, он просто ведет себя так, как в селе принято.
Я как-то раз в Пятигорске был, зашел в подвал, в кафе. Шашлык-машлык. И вижу: люди побросали свои места. Я понял — нашелся брат потерянный. Они сразу стали кричать, освобождать столы, «Щас мы тебя на лучшее место посадим». Ааа, что тут происходит? Что за эмоции? Сижу, ем. Тут следующие пришли ребята, они бросились к ним так же.
И вот можно говорить себе: ну, наверно, люди в селе более открыты друг к другу, чем люди в городе. А студенты ему приводят в пример еще парочку других теорий, которые опровергают это предположение. И становится понятно, что на этих голословных утверждениях далеко не уедешь.
И тогда они придумывают эксперимент. 13 студентов выходят на улицы, идут по Нью-Йорку и подают прохожим руку для приветствия, улыбаясь. И считают сколько людей пожмут руку. Вот и все, весь эксперимент. Потом они делают то же самое в пригородах. И обнаруживают, что в Нью-Йорке около 70% человек не жмут руку, а в пригороде около 70% — жмут. То есть в 2 раза больше людей в пригороде готовы жать руку незнакомцу, чем в городе. Вот эксперимент, вот он показывает, что да, гипотеза, похоже, верна. Они оставляют ребенка, якобы потерявшегося, и просят помочь ему найти дорогу. В городе этому ребенку помогает меньшее количество людей. Это эксперименты, которые показывают, что все действительно так.
И когда дизайнер ко мне приходит, и говорит: «Это должно работать, я в это верю!», — я говорю: «Эээ, погоди. Я очень много видел в жизни такой уверенности, которая ни на чем не базируется».
Первое, что я прошу дизайнера в таких случаях, это сделать габаритный макет. Делаешь визитку — вырежи её из бумаги. Делаешь вывеску? Да, напечатай иди и повесь. Когда новый дизайнер берется это делать, я уточняю: «Да, кстати, пожалуйста, давай вот просто для старика, который выжил из ума, сделай сразу в 2 раза больше бумажку. Поноси её просто с собой, на всякий случай. Вот у тебя есть указатель навигационный, сделай такой же, но 2 раза больше, пожалуйста». Он берет его с собой, уходит, возвращается и говорит: «Короче, мы попробовали с ребятами. Вот если вот этот большой вариант сделать в полтора раза больше — будет хорошо».
Люди очень часто предполагают ошибочно. И я знаю, что нужно постоянно все примерять. Здравый смысл требует, чтобы вы не верили в вашу теорию сами. Чтобы вы хотели, чтобы она доказала свою жизнеспособность. Чтобы она была принципиально опровергаема. Чтобы вы были готовы к тому, что вы были не правы.
Подумайте, что будет, если ваш дизайн, который вы несете, не такой классный. Что вы будете делать тогда?
Как проверить сайт или приложение? Дешевое прототипирование, прямо из говна и палок. Делайте какую-то штуку, которую вы можете проверить на людях. Прототип в Axure делается за 2 часа.
Постоянно приходят новые технологии, много лет назад дизайнеры приносили какие-нибудь джипеги. И в какой-то момент я говорю: «Ребята, я уже задолбался проверять работает дизайн или нет, когда вы почти все сверстали. У технологов видно, что проблемы начинаются. Давайте-ка пораньше». Они удивились, а как же так, мол? И один говорит: «Я не успеваю тут, короче, давай джипегом?» —«Окошко приема джипегов закрыто», — отвечаю я, — «давай прототип».
Дизайнеры иногда что делают? Они джипег вставляют в прототип.
— И чё, ты прототип хочешь?
— Да.
— Прототип чего?
И тут я завелся:
— Знаешь, а всего сайта!
— А когда хочешь?
— Завтра.
И на следующий день он мне приносит прототип всего сайта. Я охренел. Прямо страниц 15-20. И я с тех пор понял, что все, больше меня никто не переубедит. Я говорю людям: «Вот у нас там будет 8 вариантов сценария, пожалуйста, мне 8 прототипов и как можно быстрее». И это работает.
Вы приходите к клиенту и говорите: «Мы не уверены. Минусы — вот такие, мы о них подумали. Если вы будете генерировать другой контент, будет жопа. С фотками здесь будет проблема. Мы не знаем этого и того. Но у нас есть способ, как это проверить дешево и быстро. Давайте мы запустим первый кусок, будем проверять второй. И так далее». Люди получают информацию по ходу.
Так не бывает, что вы перед походом взяли карту, взяли провизии на 30 человек и сказали: «У нас все получится, у нас все получится». Надели на глаза повязки и пошли: прямо, тут на право, тут сработает у нас меню, идем-идем-идем, и через несколько дней вы в точке. Нет! Кто-нибудь обязательно сломает ногу. Вам нужно уметь реагировать, придумайте систему реагирования.
Вы идете и говорите: «Вот эти три вещи мы будем проверять прямо сейчас. Это важно, за это время мы накопим опыт и с вашей командой научимся работать. Вот эти вещи мы проверим дальше и выберем либо их либо не их, пока мы не знаем».
Да, это риск, как и любой бизнес. Всегда можно положить деньги на депозит и прогореть и так же может быть с дизайном. История о том, что нужно повышать вероятность успеха. Вы говорите про то, что не на свои дизайн-изыскания тратите время и деньги, а на повышение вероятности успеха клиента.
Следующий навык:
Я сижу на полустанке, перед электричкой в аэропорт. Пишу менеджеру смску, что я куда-то проебал свой заграничный паспорт и поэтому мы никуда с ней сегодня, ни на какую встречу с клиентом не улетим. Толку ехать в аэропорт никакого нет. И она мне пишет: «Просто садись в электричку». Естественно, я в бешенстве: «Как?! Ну да, хорошо, щас я сяду, поеду еще до аэропорта час туда, потом час обратно, конечно!… Сяду, ладно».
Сажусь в электричку, приезжаю в аэропорт, встречаюсь с менеджером и оказывается, что между странами действует визовое соглашение и по российскому паспорту тоже можно поехать. Загран не нужен.
Я лечу на встречу с клиентом и думаю: «Черт побери, вот у меня же было такое состояние, в котором просто нет смысла продолжать, нет смысла садиться в электричку. Все же ясно». И я ошибался. Я понял, что очень часто меня вот эта штука на тему того, что слишком сложно представить себе все варианты и вообще нет никакого спасения, нужно все слить уже, ничего не получится… Эта история у меня иногда возникает и в этот момент нужно просто продолжать. Просто сесть в электричку и ехать.
Это тема, которой люди очень часто страдают. Я рассказываю её на примере толстяков: они предпринимают первую попытку атаки на вес, в бассейн идут, например. И вдруг им там что-то не нравится. И они на несколько лет эту идею забрасывают.
Я понял, что секрет в другом. Не подошел один прием — бери другой. Не подошла одна привычка — вырабатывай следующую. Не подошло что-то еще — да просто продолжай и все. Она продолбится, рано или поздно. У тебя не получается на этом проекте — попробуй решать эту же самую проблему на следующем. Все решится. Тебе сейчас кажется, что полная тьма и все плохо — двигай в ту же степь.
Иногда я себе говорю: «Да, я столкнулся с непредвиденными препятствиями, очевидно, у меня ничего не получится, жизнь потерпела крах», и тут же отвечаю «Да, но я же знаю, что нужно просто продолжать».
Я видел чудесную вещь: как команда, которой дают на задачу 10 месяцев, выполняет её за 11. И я видел как команда, перед которой стояла задача по масштабам года на два или три, сталкивалась с проблемой, что задачу нужно было сделать за месяц.
И можно уже не торопиться, ну то есть: «Все понятно, мы не успеем», — я говорю, «Это ясно. Поэтому давайте мы соберемся и просто пойдем в кафе, сядем и подумаем, что мы можем сделать. Сдаваться мы точно не будем». И мы придумали автоматизацию. Начали писать макросы, роботов. А потом оказалось, через месяц, что клиент нашел лазеечку и нам дали еще 2 месяца. А я вижу, пароход уже потихонечку разгоняется, все становится хорошо. И я вижу, что люди по итогам этого проекта получают такие скилы, которых те ребята, не получили бы. У них появилась неимоверно сложная, но очень интересная задача, которая их изменяет. Вы решаете задачу, а задача решает вас. Это просто нужно продолжать для того, чтобы измениться. Потому что это очень интересно: как вы выживете вообще после этого? Что вы сделаете, что позволит вам успеть вовремя; что позволит вам что-то такое получить от себя.
И если понятно, что точно ничего не получится — ищи выход. Придумывай, как распределить время, как раздавать по-другому задачи. Нужно ввести какой-то новый элемент. Мне кажется, что это очень классно. Почему? Иногда я слышу про то, как человек, попавший в трудные жизненные условия из них выбрался и получил на этом какой-то бонус. Я считаю, что это только так и устроено, если ты научился из ям выкарабкиваться, то дальше, когда из ямы уже выбрался, ты можешь эти навыки применять и уже идти в гору. Уже никаких проблем нет.
Я считаю, что когда люди сталкиваются с очень сложной ситуацией — это круто. И будет глупо, если они из нее выберутся и дальше не пойдут вперед с огромной скоростью. Если бы у меня не было лишнего веса, наверно, я никогда и не начал заниматься, я не понимал, что могу что-то изменить в себе. Ну был бы обычный чувак, который не должен себя менять, окей, хорошо. Когда ты вынужден просто продолжать, потом обязательно бывает круто.
Следующий навык, очень важный навык:
Люди собрались, решили, что они построят систему, они строят, система никому не нужна. Ну не пользуются ей люди. Построили, молодцы.
Люди собрались и начали выращивать систему. Сделали маленький кусочек, сразу же можно начать самим пользоваться и смотреть как пользуются другие. И в этот момент они понимают, что нужно не прямо переть, а сбоку обойти. Очень много есть примеров бизнеса, в которых второстепенная функция, на которую никто в начале не ставил, стала самой выдающейся. И когда клиент говорит, что мы будем строить, я говорю — давайте мы в эти игры играть не будем.
Пример: давайте подпишем сразу же многолетний контракт на очень большую сумму. По сути дела, дизайн-бюро берет эти деньги в долг. Я говорю: «Нет, ребята, подождите. Нам с вами нужно проверить адекватность друг друга. Вы проверяете нашу адекватность и сюрприз: мы проверяем вашу адекватность». Поэтому мы можем заключить какой-то рамочный контракт, я бы хотел, чтобы первую работу мы сделали очень маленькую, очень простую и быструю. Давайте выращивать отношения, а не строить. Начнем и посмотрим, как пойдет. Первый этап, первый запуск — как можно быстрее. Нужно посмотреть, что будет после первого шага. И это спасает от траты огромного количества времени от вот этого «проектирования будущего», как-будто все с хрустальным шаром сидят и видят, что будет. Никто не знает что будет: экономисты не знают, правители не знают, а дизайнер знает.
Я начал наш разговор с того, что вокруг очень много шума. Девочки-баскетболистки на площадке. Им хочется забивать. Они знают, что надо контролировать мяч, но все вокруг отвлекает. Надо победить, процесс идет, как достичь результата - непонятно. Площадка, вокруг куча сигналов, все шумят, очень тяжело сконцентрироваться.
Дизайн: миллион несущественных деталей, которые нужно учесть. Клиент возьмет вас за пуговицу и начнет рассказывать все, что знает о задаче.
— Куда же вы уходите, давайте мы расскажем вам все! Давайте мы позовем еще людей из транспортного цеха, Виктор вот хотел что-то рассказать.
— Ой, вы знаете, у меня так мало времени, материала достаточно, я вот возьму еще с собой презентации.
— Куда вам прислать ВСЕ презентации которые у нас есть? Полный набор наших маркетинговых исследований за 2009-2016 год?
— Сколько людей будет на встрече?
— Двадцать!
В дизайне очень много шума. Все тех-приемы надо знать. Знать таблицу безопасных цветов, нужно обязательно прочесть все, что думают эти ребята, которые думают про параллакс, о тех ребятах, которые не думают про параллакс. Нужно посмотреть и подписаться на сайты, которые рассылают вам рассылку про сайты, которые рассылают рассылку про дизайн и читать это все нужно. Обязательно. Нужно быт как белочка в колесе.
Проекты: очень много шума. «А вдруг я это не учел?» Клиент кладет мне на стол ТЗ (показывает пачку сантиметров 5 высотой). «А как вы думаете», — говорю, «менеджер смету должен посчитать? Сумму как назвать? Хорошо, дайте угадаю: вот это ТЗ писали все люди в вашей компании, каждый из них описал то, что считает необходимым». «Как вы угадали?» говорит клиент.
Бюджет: очень много шума, много непонятных трат. Деньги улетают сквозь пальцы. Наушники как-бы говорят: «Купи меня! Купи меня!» «Или меня купи!» У кого проблемы с бюджетом, поднимите руки? Кто брал кредит на покрытие кредита? Я брал.
Управление временем: та же история. Куча дел, которые нужно сделать срочно, сейчас. Важно. Звонки: «Немедленно отложи все и сделай! Все пропало!»
При этом везде неочевидно важное. Девочки-баскетболистки бьют в пол, неочевидно важное: надо не смотреть на мяч. тренер говорит: «Не смотрите на мяч». Девочки продолжают смотреть. Он опять говорит: «Не смотрите на мяч, проклятые дятлы». Они продолжают смотреть. Что делает тренер? Он приносит специальные очки баскетбольныеДетские баскетбольные очки., для детей, у которых нижняя часть закрашена черным. Говорит: «Играем сегодня в очках».
Дизайн: важное не очевидно. Весь дизайн, который делался, как правило для людей, для тела. Изменится все: появятся новые смартфоны и уйдет дизайн нажимания пальцем на стекло. Точно так же, как ушел дизайн карет. Важно же было, очень важно знать, березовые должны быть штуки в карете или дубовые? Или буковые? Я прямо вижу вот эти рассылки дизайнеров карет, где это обсуждают.
Но с тех пор не изменилось одно: не изменилось тело. Это инвариант, который лежит в основе всего. Это важно и не очевидно. Подходишь к дизайнеру и говоришь: «Почитай про внимание! Почитай, как у людей меняется состояние. Почитай, как они нажимают, как они целятся, как они попадают». «Нет, ну чё там… Параллакс вот — это да».
Проект: я говорю клиенту, с этим ТЗ:
— Слушай, скажи пожалуйста, а что самое важное в вашем ТЗ?
— А мы про это не думали…
Иногда он говорит и всё, но все не бывает важным. Самое важное всегда что-то одно или максимум два.
Бюджет: что в бюджете важно? Самая важная вещь в бюджете? Кто не понимает, в чем суть ведения бюджета? Расскажу: я в этом месяце (январь) отложил деньги на новый год, который будет в конце года. Вот и все. Когда мы подойдем к концу года, вы возьмете свою зарплату, а я возьму отложенные денежки. И суть в этом: вы берете и заранее откладываете по статьям, которые у вас будут, определенные суммы.
И что самое важное в бюджете? Самое важное то, что вам, например, нужны джинсы каждые три месяца, а наушники говорят «Бери меня! Бери меня!» И на джинсы вам надо отложить треть в этом месяце. И эта треть постоянно подвергается атаке со стороны наушников. Атаке со стороны стейка, атаке со стороны дня рождения и еще, и еще. Так вот, самое важное в бюджете, чтобы джинсы произошли. Самые, вроде-бы, не страшные, не важные траты: ну подумаешь, ты отложишь, ничего страшного, потом можно джинсы купить. Нет! Суть бюджета в том, чтобы те статьи бюджета, которые ты считаешь нужными, были в нем. Чтобы бюджет был выполнен весь. Ну, по крайней мере сейчас мне кажется это важным.
Управление временем: важное не очевидно. Что важно в управлении временем? Когда тебе все звонят, когда тебя разрывают, когда все срочно надо сделать. Что самое важное там? Ясная голова. Ты должен принимать решения в состоянии ясной головы. Есть ребята, которые работают секретарями. Для них самое важное — моментально отреагировать. Но если вы работаете менеджером сложного проекта, то было бы неплохо, чтобы вы принимали решения в состоянии, в котором вы способны это делать. Именно поэтому вам нужны паузы. И поэтому вам нужно иногда отключать телефон. Так бывает. Я знаю, что вы работаете не на ядерной электростанции. И очень мало бывает случаев, когда ты не должен получить ответ моментально. Если такое происходит, можно передать на время эту задачу своему коллеге. Письмо всегда может подождать 10 минут. Никто не сдохнет. Когда люди находятся в ситуации, когда кто-то может сдохнуть от того, что письмо подождет 10 минут, они уходят в общую комнату, там уже напряженно за этим вся контора следит, все понимают, что нужно отреагировать очень скоро. Но как правило, письмо может подождать. Но ваше состояние не может подождать, вам нужно себя переключать.
Я понял, что моя обязанность писать умные письма, а не моментальные письма. Из того, что человек отправил письмо прямо сейчас, не следует, что он должен получить ответ прямо сейчас. Это нормально.
Я работаю в офисе мало. Потому, что самое непродуктивное время, это время в офисе. Особенно в оупен-спейсе. Потому что люди выбирают: они могут написать письмо или могут сказать: «Эй, Людвиг! Подойди! Вот, слушай еще, не уходи!» Я хожу по студии как футболист по футбольному полю в американском футболе: нужно пересечь хотя-бы черту кафе. Добежать прямо.
— Людвиг!! —Да-да, напиши письмо лучше.
Зачем я говорю писать письмо человеку? Чтобы он сформулировал мысли хотя бы. Потому что я знаю, что когда человек формулирует мысли, то получается точнее понять проблему. Я знаю, что это противнейшее состояние, когда я хочу кому-нибудь позвонить. Когда человек говорит: «Я сейчас не могу писать, давай я тебе лучше позвоню!» — что надо сказать? «Нет! Не надо мне звонить. Напиши письмо». —«Но мне так быстрее!» —«Да я знаю, что тебе быстрее, напиши письмо».
Как приучить контору к этому? Можно на всех рявкать, конечно, как мудак, а можно говорить следующий текст. Ты говоришь: «Да, хорошо, созвонимся, но пойми, что сейчас я положу трубку и мне позвонит следущий человек. А так как я ничего не помню, то я моментально забуду все, о чем мы говорили. Поэтому классно, что ты позвонил, но напиши мне письмо».
И ты просто говоришь это месяц. Потом смотришь: тебе сегодня никто не позвонил ни разу. Зато пришло 300 писем.